Судебный процесс по делу о крушении малазийского самолета пройдет в Нидерландах.

И.Ю. БЕЛЫЙ, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Военного университета

24 мая 2018 года появилось Заключение Международной следственной группы, в котором сообщается, что «ЗРК «Бук», из которого предположительно сбили малазийский лайнер на востоке Украины, принадлежал российским Вооруженным силам». Такое заявление сделал глава департамента расследований национальной полиции Нидерландов В. Паулиссен. При этом указывается, что эксперты изучили все доступные изображения и установили, что применявшийся зенитно-ракетный комплекс «имеет ряд уникальных особенностей и именно по ним следственная группа сумела получить «отпечатки пальцев» и установила, что ЗРК происходил из 53-й зенитной бригады из Курска, Российская Федерация», сказал представитель Нидерландов в ходе презентации предварительных итогов второго расследования крушения лайнера.

Напомним, что пассажирский самолет Boeing 777 компании «Малазийские авиалинии», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 283 пассажира и 15 членов экипажа — граждане десяти государств. Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина в июле 2014 года подписали соглашение, в котором подтвердили свою приверженность сотрудничеству по вопросу наказания виновных в крушении Boeing 777 на востоке Украины, что следовало в общем русле Резолюции Совета Безопасности ООН №2166 (2014) от 21 июля 2014 года. Через два года работы комиссии (сентябрь 2016 года) входившие в ее состав следователи на основании перехваченных телефонных переговоров сторонников ДНР, показаний свидетелей и фотосъемки, а также данных Европейского космического агентства и США, объявили, что установили тип оружия, поразившего самолет (ракета серии 9М38 ЗРК «Бук»), точное место ее запуска (поле в районе поселка Первомайское, находившегося в день трагедии под контролем ополченцев), а также около 100 подозреваемых.

По мнению российских экспертов, выводы комиссии предвзяты, так как учитывают не все объективные обстоятельства дела и не принимают во внимание результаты расследований экспертов Минобороны РФ и концерна ПВО «Алмаз-Антей», в соответствии с которыми «малазийский Boeing был сбит ракетой ЗРК «Бук-М1», местом пуска — район населенного пункта Зарощенское, которое контролировалось в тот момент украинской армией. При этом представителя концерна информировали, что «использованная для атаки ракета 9М38 была снята с вооружения российской армии в 2011 году, но осталась в распоряжении вооруженных сил Украины». Недоумение экспертов вызывают также качество осмотра места происшествия международной следственной группой, отсутствие снимков американских спутников и пояснений о причинах изменения маршрута самолета.

На основании обнародованного Заключения Международной следственной группы глава МИД Нидерландов Берт Кундерс заявил, что «обвинения будут выдвигаться по голландским законам, но при активной поддержке со стороны мирового сообщества», при этом судебный процесс будет проводиться на территории Нидерландов. В бюджете Министерства безопасности и юстиции Голландии в этой связи уже зарезервировало на следующий год расходы по организации и проведению судебного процесса €9 млн (включая оплату деятельности государственного обвинителя, меры по защите свидетелей и т.д.). При этом, как справедливо указывают в Голландии, финансирование из внешних источников является нежелательным, «поскольку необходимо избегать любых действий, которые могут быть восприняты в качестве попытки повлиять на независимость суда». Учитывая принцип универсальной юрисдикции, Нидерланды вправе рассчитывать, чтобы судебное разбирательство по делу о крушении Boeing 777 на Украине прошло на ее территории, прежде всего потому, что большинство жертв трагедии являлись подданными этого королевства. Тем не менее, для объективного и непредвзятого судебного решения необходимо не только присутствие в судебном процессе самих подсудимых, но и четкая отработка всех версий, учет всех доказательств по делу, в том числе – данных объективного контроля радиолокационных станций РФ, которые изначально были направлены компетентным органам Нидерландов (октябрь 2016 года).

В этой связи приветствуется заявление официального представителя голландской прокуратуры Вим де Брана, который пояснил, что «совместная следственная группа изучает новую информацию по крушению Boeing 777 на Украине, полученную от России». Прежде всего речь идет о радиолокационных данных о воздушной обстановке в момент крушения лайнера в июле 2014 года, конвертированных по просьбе голландской стороны в формат Asterix, разработанный Европейской организацией по безопасности воздушной навигации.