ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ (ОХРАННЫХ) КОМПАНИЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Небольсина Мария Александровна, научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности ИМИ МГИМО (У) МИД РФ, кандидат политических наук

Вести аргументированную дискуссию о правовом регулировании деятельности частных военных (охранных) компаний (ЧВОК) на международном и национальном уровнях не представляется возможным без предварительного изучения существующих подходов к формированию международно-правовых основ деятельности ЧВОК.
В настоящее время выделяются два подхода к рассмотрению данного вопроса – принятие конвенционального международного правового акта и присоединение к документу Монтрё – каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.
Организация Объединенных Наций работает над проектом конвенции, однако, как известно, это длительный процесс. При этом документ Монтрё, несмотря на некую нечеткость формулировок и определений, действует вполне успешно.
Одна из трудностей, с которой столкнулись разработчики конвенции ООН, заключается в том, что в одном из ее пунктов была предпринята попытка прописать неотъемлемые функции государства в сфере обороны и безопасности, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть делегированы частным организациям. На сегодняшний день этот вопрос является крайне дискуссионным, а каждое государство продолжает самостоятельно определять функции, которые могут быть переданы ЧВОК. При этом объем таких функций может значительно варьироваться.
Обращаясь к теме потенциального принятия в Российской Федерации закона о ЧВОК, в первую очередь, стоит ответить на вопрос, с какой целью будет разрабатываться этот законопроект и в чьих интересах – государства, общества, частного бизнеса.
На сегодняшний день наиболее целесообразной представляется доработка действующего российского законодательства и потенциальное внесение в него положений, регулирующих создание и деятельность ЧВОК. В случае принятия Конвенции ООН, регулирующей сферу частных военных (охранных) услуг, Российской Федерации безусловно следует рассмотреть возможность присоединения к ней.