ОБ УЧЕТЕ ИНТЕРЕСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВОПРОСЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА

И.С. Жудро,  кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

На рассмотрении Комиссии по границам континентального шельфа (г. Нью-Йорк) находятся представления Дании и России с притязаниями на взаимно пересекающиеся участки дна Северного Ледовитого океана. Весьма вероятно, что планируемое Канадой собственное представление в Комиссию будет содержать притязания на тот же район морского дна. В результате чего в арктическом регионе складывается спорная ситуация с разграничением континентального шельфа.

Комиссия – сугубо технический орган, оперирующий не правовыми категориями, а геологическими и геоморфологическими данными о строении и рельефе морского дна, возможности которого задействуются когда государство – участник Конвенции ООН по морскому праву намерено отграничить свой континентальный шельф от международного района морского дна,ресурсам которого Конвенцией присвоен статус «общего наследия человечества». В интересах Российской Федерации — не создание в границах своего условного Арктического сектора района «общего наследия человечества», а справедливое разграничение (делимитация) арктического шельфа с соседними государствами с учетом исторических правооснований.

При этом для Российской Федерации, имеющей самое протяженное побережье в Северном Ледовитом океане, в вопросе разграничения (делимитации) континентального шельфа важным представляется фактор военной безопасности, поскольку площадь района континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, на который Российская Федерация вправе распространить свои суверенные права в результате делимитации, во многом определяет ее военные и экономические возможности.

Мы можем заключить, что встречающиеся в отечественных научных публикациях попытки рассматривать Комиссию в качестве единственного органа, способного определить в условиях вероятного спора границы арктического шельфа Российской Федерации, необоснованно ставят интересы ее обороны и безопасности в зависимость от оспоримых геологических и геоморфологических критериев и исключают возможность учета такого особого исторически предопределенного правового обстоятельства,характеризующего район разграничения, как секторальное деление полярных владений.