О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ (ОХРАННЫХ) КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ананьев Виктор Алексеевич, директор Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», член Экспертного совета Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации

Частные военные (охранные) компании (ЧВОК) существуют уже более 50 лет, и объем оказываемых услуг составляет более 150 миллиардов долларов. При этом факт того, что появился документ Монтрё и разрабатывается проект конвенции ООН свидетельствует о том, что рассмотрение вопроса о правовом регулировании деятельности ЧВОК осуществляется на высшем международном уровне.

С 1990-х годов ЧВОК стали активно использоваться надгосударственными структурами согласования и управления для осуществления своих целей. Первой крупной операцией в этой сфере стала агрессия против Югославии. Появление гибридных войн не является новаторством последних лет. СССР – одна из жертв гибридной войны.

ЧВОК могут помочь в решении крайне актуального вопроса – защите интересов государства, государственных и частных компаний, частных лиц в отношении обеспечения безопасности объектов за рубежом. Сегодня эти услуги осуществляют зарубежные ЧВОК.

Необходимо отметить, что в соответствии с международным и национальным законодательством ЧВОК не имеют права участвовать в боевых действиях в качестве наемников. ЧВОК должны действовать только в рамках официально заключенных договоров.

В Российской Федерации предпринимались неоднократные попытки принять национальный закон о ЧВОК. Проект указанного закона уже дважды вносился в Государственную Думу, однако, уже до первого чтения, встретив ожесточенное противодействие, был снят с рассмотрения.

Согласно подготовленным документам главным бенефициарием ЧВОК является Правительство Российской Федерации. В целях предупреждения нарушения норм гуманитарного права предполагается тройной контроль: в рамках международного законодательства, законодательства государства-происхождения и законодательства государства-территориальной юрисдикции.

Мы считаем, что создание механизмов правового регулирования деятельности ЧВОК в Российской Федерации позволит нашей стране успешно выполнять свою миссию на международной арене, что будет способствовать укреплению мира и взаимовыгодного сотрудничества.