КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В докладе описаны принципы планирования, подготовки, выполнения и оценки результатов совместных операций в киберпространстве как одного из типов военных операций. Рассматривается военное сотрудничество государственных и негосударственных структур, многонациональных сил и других международных участников операций в киберпространстве.

Ключевые слова: кибероперация, киберпространство, совместные операции, наступательные и оборонительные кибероперации, правовой режим


Объединенный комитет начальников штабов, США


В докладе рассматривается ряд теоретических вопросов, в том числе в отношении киберпространства и операций в нем. Делается вывод, что киберпространство, являясь одной из областей информационной среды, тесно связано с физическими оперативными пространствами – воздушным, наземным, морским и космическим. Проведение киберопераций – это использование возможностей киберпространства для достижения целей как внутри этого пространства, так и за его пределами.

Некоторые военные цели могут быть достигнуты при помощи одних лишь киберопераций, но потенциальные возможности от их проведения должны быть учтены и при планировании совместных операций, интегрированы в план командования объединенными силами и синхронизированы с другими операциями во время их проведения.

В докладе раскрываются типы операций в киберпространстве. Кибероперации подразделяются на наступательные кибероперации, оборонительные кибероперации и внутренние операции информационной сети министерства обороны. Наступательные кибероперации – это операции для получения власти путем применения силы через киберпространство. Оборонительные кибероперации – это операции по защите дружественного киберпространства, в том числе и министерства обороны. Операции в информационной сети министерства обороны – это действия по проектированию, созданию, конфигурированию, защите, использованию, обслуживанию и поддержке работы коммуникационных систем и сетей министерства обороны с целью обеспечения постоянной доступности, целостности, конфиденциальности данных и безотказной идентификации пользователей.

Особое внимание уделяется рассмотрению того, кто должен контролировать проведение киберопераций и нести за них ответственность. Правовой режим, применяемый к киберопреациям, зависит от характера действий, которые планируется совершить – это могут быть наступательные или оборонительные военные операции; операции по защите гражданской власти; правоохранительная или контрразведывательная деятельность; разведывательные операции; или защита своей страны. Прежде чем начинать кибероперацию, командиры, планировщики и операторы должны понимать, какой правовой режим применим к операции, чтобы обеспечить соответствие законам и политикам, что может стать непростой задачей, учитывая широту охвата киберпространства и, зачастую, географическую привязку применимости норм внутреннего и международного права.

Информационные и коммуникационные технологии быстро развиваются, заставляя правительства и военные ведомства переосмысливать контекст, в котором они действуют. Коммуникационные и другие передовые технологии, которые используют многие государственные и негосударственные субъекты, представляют собой недорогой способ для небольшого и слабого противника создать существенную угрозу для государства. В связи с этим необходимо совершенствовать правовые нормы, применяемые в отношении действий в киберпространстве.

В данном докладе интерес для отечественных ученых может представлять изучение подхода США к ведению деятельности в киберпространстве, а также вопрос распределения функций и обязанностей между различными американскими военными структурами в ходе планирования и проведения киберопераций.

Оригинал доклада: Joint Publication 3-12 (R), Cyberspace Operations // Joint Chiefs of Staff, 2013