К продолжению дискуссии о миротворцах на Донбассе

И.Ю. БЕЛЫЙ, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Военного университета

Как известно, Закон США (2002г.) о защите военнослужащих и американских должностных лиц за рубежом, запрещает органам государственной власти любое сотрудничество с международными судами, в которых США не участвуют, а также обязывает США «не помогать оружием тем государствам, которые уже признали юрисдикцию этого органа». Тем не менее, 14 ноября 2017 года на своем заседании Совет национальной безопасности США «одобрил предложение предоставить Киеву средства на покупку американского оборонительного летального вооружения, включая противотанковые ракеты Javelin», хотя Украина признала, хоть и ограниченно, юрисдикцию Международного уголовного суда.

Реализуя «одобренное СНБ США» 20 декабря Государственный департамент, подтвердил выдачу коммерческой лицензии на поставку Украине партии летального оружия, произведенного американскими предприятиями, а именно – крупнокалиберных снайперских винтовок Barrett M107A1 на сумму 41,5 млн. долларов. И хотя речь идет не о безвозмездной передаче, а о торговой сделке, совершаемой коммерческой фирмой, сути происходящего это не меняет. Более того, США вполне официально могут предоставить Украине «оборонительное вооружение и технику» на сумму 350 млн. долларов (именно такая помощь предусмотрена государству-участнику МУС в утвержденном бюджете Пентагона на 2018 год).

Можно было бы просто ограничиться очередной констатацией политики двойных стандартов, а также высокой вероятностью «непосредственного втягивания» Соединенных Штатов в вооруженный конфликт, однако, прекращение деятельности российских офицеров в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины (СЦКК) привело к утрате какого-либо объективного контроля или хотя бы мониторинга ситуации вдоль линии соприкосновения между ВСУ и самопровозглашенными республиками. Более того, учитывая, что 23 декабря 2017 года уже украинские офицеры получили приказ выйти из СЦКК в Донбассе (за исключением южного направления), рассчитывать, что объявленное, шестое по счету, перемирие будет реально соблюдаться сторонами, к сожалению, не приходится.

Таким образом, поставки Украине американского оружия, а также позиция официальных властей Канады, внесших Украину в список стран, которым разрешается поставлять летальное оружие, по нашему мнению, не будет способствовать режиму прекращения огня или ускорению процесса миротворческой операции на востоке Украины.

О реакции же государств-участников Римского статута, «преисполненных решимости положить конец безнаказанности лиц, совершающих» военные преступления на востоке Украины, и «тем самым способствовать предупреждению подобных преступлений» (Преамбула Устава МУС), на вышеизложенные факты не известно.