Интервью с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором государственным советником юстиции 2 класса В.Г.Петровым

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор государственный советник юстиции 2 класса В. Г. Петров

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор государственный советник юстиции 2 класса В. Г. Петров

Валерий Георгиевич, Вы недавно назначены на должность, поэтому очень интересно узнать о Вашем жизненном пути. Расскажите немного о себе, о своих родителях.

В. Г. Петров: Родился в 1957 году в селе Нукуты Иркутской области в обычной советской семье. Отец – Георгий Иннокентьевич – работал секретарем парткома совхоза «Аларский», председателем колхоза, затем директором совхоза «Памяти Ербанова», который был в числе передовых хозяйств Иркутской области. В последующем, уже в должности первого секретаря Нукутского райкома партии, немало сил отдал развитию родного Нукутского района, был депутатом областного Совета народных депутатов нескольких созывов. Его заслуги отмечены многими государственными наградами, в том числе орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов, Почета и двенадцатью медалями. Моя мама – Элеонора Матвеевна – заслуженный медицинский работник, благодаря ее усилиям на свет появились сотни детишек.

 

Какие качества родители прививали Вам с детства?

В. Г. Петров: Мои родители – достойные представители своего поколения, воспитывали меня, моих брата и сестру в духе патриотизма, привили чувство ответственности. Это и предопределило мой выбор профессии.

 

А с чего начался Ваш профессиональный путь?

В. Г. Петров: После окончания юридического факультета Иркутского государственного университета имени А. А. Жданова в 1979 году, отработав несколько лет юрисконсультом производственного управления одного из сельхозпредприятий, в 1983 году поступил в органы прокуратуры на должность прокурора следственного отдела.

Прошел все ступени прокурорско-следственной работы, более десяти лет руководил прокуратурой Республики Бурятия и в июне этого года был назначен на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора.

Валерий Георгиевич, позвольте задать Вам несколько общих вопросов. Что представляют собой органы военной прокуратуры на сегодняшний день?

В. Г. Петров: В результате реформы, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 145-ФЗ, Генеральная прокуратура Российской Федерации впервые стала федеральным государственным органом, в котором законодательством предусмотрена военная служба, а офицеры военных прокуратур – военнослужащими органов военной прокуратуры.

Хочу особо подчеркнуть, что военная прокуратура – неотъемлемая часть единой централизованной системы органов прокуратуры Российской Федерации. Структура и организация военной прокуратуры, ее полномочия, вопросы комплектования, финансового и материально-технического обеспечения определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

 

Что включает в себя система военной прокуратуры? 

В. Г. Петров: Систему военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Военные прокуроры осуществляют полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и органах Росгвардии, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, вооруженных формированиях МЧС России, Федеральной службе охраны, Службе внешней разведки Российской Федерации и других ведомствах, где предусмотрена военная служба.

 

Какова штатная численность сотрудников органов Главной военной прокуратуры и военных прокуратур на местах?

В. Г. Петров: Более трех тысяч профессиональных сотрудников, офицеров, федеральных гражданских служащих, работников персонала в составе Главной военной прокуратуры, 10 военных прокуратур окружного и 154 гарнизонного звеньев осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации, а также в составе воинских формирований за ее пределами, утверждая правовыми средствами законность и правопорядок, оказывая соответствующими формами и методами реальную помощь командованию в обеспечении боеготовности, а также обороноспособности государства.

Десять военных прокуратур осуществляют свою деятельность на территориях девяти иностранных государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Южной Осетии, Абхазии и Сирии, где в соответствии с законом на них возложено исполнение функций прокуратуры в целом.

 

Какова структура Главной военной прокуратуры?

В. Г. Петров: На сегодняшний день структуру Главной военной прокуратуры составляют: аппарат Главного военного прокурора, шесть управлений, два самостоятельных отдела, канцелярия и приемная. Помимо этого, имеется ряд вспомогательных подразделений, обеспечивающих деятельность органов военной прокуратуры.

 

Валерий Георгиевич, какими качествами должен обладать кандидат на должность военного прокурора? Есть ли какие-то негласные критерии?

В. Г. Петров: Глубоко убежден, что работа с кадрами – это один из главных инструментов обеспечения эффективного функционирования любого государственного органа, поэтому данная работа должна проводиться на системной основе.

В органах военной прокуратуры данный принцип реализуется в полной мере на всех этапах – от подбора кандидатов для поступления на военную службу и вплоть до ее окончания. В частности, для обеспечения качественного кадрового состава военных прокуратур разработаны и применяются на практике Методические рекомендации о подборе кандидатов, поступающих на военную службу по контракту в органы военной прокуратуры и претендующих на замещение должностей военных прокуроров.

Безусловно, главной «кузницей» кадров для органов военной прокуратуры был и остается Военный университет.

 

Какие формальные критерии существуют для отбора кандидатов? Кто может стать сотрудником военной прокуратуры?

В. Г. Петров: Офицерами военной прокуратуры могут стать граждане Российской Федерации, владеющие государственным языком Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (по направлениям подготовки «юриспруденция», «правовое обеспечение национальной безопасности» или «правоохранительная деятельность»), обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, по состоянию здоровья годные к военной службе и способные исполнять возлагаемые на них служебные обязанности, имеющие офицерское звание.

 

Получается, что только лица, имеющие полное высшее юридическое образование, могут претендовать на должность в органах военной прокуратуры? 

В. Г. Петров: Кандидаты подбираются из числа лиц, имеющих диплом специалиста или магистра, а те, кто продолжают обучение в магистратуре по программе «юриспруденция», рассматриваются к замещению должностей военных прокуроров при наличии базового высшего юридического образования, подтверждаемого присвоением квалификации «бакалавр», «бакалавр юриспруденции».

Граждане, претендующие на должность в органах военной прокуратуры, ранее не проходившие военную службу по контракту, должны быть в возрасте не более 40 лет, в иных случаях отбор осуществляется с учетом предельного возраста пребывания на военной службе.

 

Кто и в каком порядке занимается подбором кандидатов?

В. Г. Петров: Первоначальный отбор кандидатов возложен на военных прокуроров гарнизонного звена и предусматривает сбор, изучение документов на кандидата, беседу с ним, организацию стажировки в военной прокуратуре продолжительностью не менее месяца, медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и сдачу нормативов по физической подготовке.

Затем собранные материалы изучаются в военной прокуратуре окружного звена, претендент сдает квалификационный экзамен, и после этого его кандидатура рассматривается аттестационной комиссией.

Далее документы представляются в Главную военную прокуратуру для изучения, где окончательное решение по кандидатуре принимается мной как заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором.

 

Все ли желающие проходят такой отбор?

В. Г. Петров: Разумеется, нет. Далеко не все в состоянии пройти такой суровый отбор. Кроме того, существует и ряд законодательных ограничений, которые определены положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

 

Валерий Георгиевич, раскройте секрет – благодаря чему удается обеспечивать и поддерживать высокий уровень квалификации кадров?

В. Г. Петров: Обеспечению высокого уровня квалификации кадров способствует система непрерывного обучения и повышения профессиональной подготовки прокурорских работников, включающая в себя индивидуальную и групповую юридическую подготовку, учебу по специальным планам, стажировку в базовых прокуратурах и структурных подразделениях военных прокуратур окружного звена и Главной военной прокуратуры.

На постоянной основе организовано обучение групп офицеров военной прокуратуры на курсах повышения квалификации в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и в ее филиалах – Санкт-Петербургском, Иркутском, Крымском и Казанском юридических институтах.

Кроме этого, прокурорские работники обучаются в рамках постоянно действующего семинара Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 

Валерий Георгиевич, согласны ли Вы с утверждением, что с развитием информационно-коммуникационных технологий граждане стали намного чаще обращаться в государственные органы с жалобами на нарушения закона?

В. Г. Петров: Безусловно, согласен. Обращения граждан, а за последние полтора года в органы военной прокуратуры их поступило почти 120 тысяч, являются одним из главных источников сведений о нарушениях законов, и каждое тщательно рассматривается.

Значительная часть обращений – около 10 процентов – касается нарушений трудового законодательства, таких как невыплата заработной платы, несоблюдение порядка наложения взысканий, необоснованное снижение размеров дополнительных выплат и т. д.

По результатам прокурорского реагирования устранено свыше 66 тысяч нарушений закона в этой сфере, внесено более 3,5 тысяч представлений, направлено почти 8 тысяч исков в суд, восстановлены права около 200 тысяч граждан.

 

В этом контексте позвольте задать Вам следующий вопрос: налажено ли взаимодействие органов военной прокуратуры с представителями средств массовой информации? И если да, то каким образом?

В. Г. Петров: Информации о нарушениях законности, чрезвычайных происшествиях и иных нарушениях прав и свобод граждан, появляющейся в СМИ, уделяется особое внимание. По каждому такому факту обязательно проводятся проверочные мероприятия.

Результаты деятельности органов военной прокуратуры и значимые события регулярно освещаются в различных печатных и электронных СМИ.

 

Валерий Георгиевич, расскажите, пожалуйста, о ситуации в войсках, связанной с наличием правонарушений. Какие выводы можно сделать на основании итогов прошлого года и истекшего периода этого (текущего) года?

В. Г. Петров: С удовлетворением могу отметить, что в настоящее время количество зарегистрированных преступлений в войсках последовательно сокращается.

Судите сами, в 2016 году по сравнению с 2015 годом число правонарушений уменьшилось на 7,6 %, а по итогам девяти месяцев текущего года – еще более чем на 9 %.

Что касается структуры преступности, то здесь продолжают доминировать общеуголовные составы – на сегодняшний день почти три четверти преступлений в войсках не связаны с воинскими правоотношениями.

Принятые органами военной прокуратуры совместно с другими правоохранительными структурами, контрольными органами и командованием дополнительные меры по противодействию наиболее распространенным правонарушениям дали положительные результаты.

Например, более чем на четверть – до 1,5 тысяч сократилось количество коррупционных правонарушений. При этом каждое пятое из них – мелкое взяточничество, как правило, заключающееся в предоставлении подчиненным за деньги (до 10 тысяч рублей) льгот или послаблений по службе.

Если говорить о воинских преступлениях, то отмечается сокращение количества неуставных проявлений и «рукоприкладств». Это результат совместных усилий военных прокуроров и командования воинских частей. В структуре правонарушений по категориям военнослужащих снизилась криминальная активность офицеров и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

 

Нельзя не затронуть еще одну актуальную тему – противодействие коррупции. Какая работа ведется органами военной прокуратуры в этом направлении?

В. Г. Петров: На сегодняшний день противодействие коррупции остается в числе приоритетов, поскольку доля таких правонарушений в общей массе противоправных деяний превышает 20 %, а военными прокурорами продолжают выявляться коррупционные схемы при исполнении государственных заказов.

При этом Минобороны свои обязательства исполняет, но бывают случаи, когда нечистые на руку дельцы пытаются нажиться на госконтрактах.

И надо отметить, что речь идет о весьма внушительных суммах. Возьмем хотя бы ремонт кораблей Черноморского флота подрядной коммерческой организацией, когда были использованы контрафактные дизельные установки, – ущерб государству от их установки составил более 200 миллионов рублей. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.

Задача военных прокуроров – не допустить нецелевого использования или хищения бюджетных средств, поэтому для определения дополнительных мер по противодействию преступлениям и иным правонарушениям при размещении и реализации государственного оборонного заказа регулярно проводятся координационные совещания правоохранительных органов Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов. Ближайшее совещание такого рода запланировано на ноябрь текущего года.

 

Какие дела, рассмотренные с участием военных прокуроров, на Ваш взгляд, являются наиболее сложными и интересными?

В. Г. Петров: Могу с уверенностью сказать, что дела о коррупционных преступлениях и преступлениях в сфере государственного оборонного заказа относятся к числу наиболее актуальных и резонансных.

 

Валерий Георгиевич, Вы не могли бы привести конкретные примеры наиболее громких дел в этой сфере?

В. Г. Петров: В 2016 – 2017 годах к различным срокам лишения свободы за тяжкие коррупционные деяния, связанные с коммерческим подкупом, мошенничеством, легализацией денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления, и злоупотребление полномочиями осужден целый ряд высокопоставленных руководителей – например, генеральные директоры ОАО «Славянка» А. Н. Елькин и ЗАО «Безопасность и Связь» («БиС») А. П. Луганский, директор департамента текущего ремонта ОАО «Славянка» К. В. Лапшин, менеджер по кадрам ЗАО «БиС» Ю. В. Ротанова и врио начальника хозяйственного управления Министерства обороны Российской Федерации Н. С. Рябых.

Представьте – общая сумма ущерба государству от преступных действий вышеперечисленных людей превышает 100 миллионов рублей!

Особое внимание – уголовным делам о преступлениях, совершенных при строительстве объектов космодрома «Восточный», которые возбуждены по результатам прокурорских проверок законности расходования выделенных на эти цели бюджетных средств должностными лицами бывшего ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Спецстрое России». На сегодняшний день судами уже постановлены приговоры в отношении 10 лиц, которые осуждены, в частности, к наказаниям, связанным с длительным лишением свободы. Еще четыре уголовных дела в настоящее время рассматриваются судами.

 

Какие направления деятельности органов военной прокуратуры, по Вашему мнению, являются наиболее перспективными и актуальными на сегодняшний день, помимо вышеперечисленных?

В. Г. Петров: В современном мире наша страна противостоит многочисленным вызовам на международной арене, строит независимую оборонную политику, укрепляет свои Вооруженные Силы, борется с коррупцией, экстремизмом, нарушениями закона отдельных должностных лиц и пр. С учетом этого органы военной прокуратуры стремятся совершенствовать формы и методы работы, обеспечивая их адекватность процессам реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

В этой связи крайне актуален надзор за исполнением законодательства о поддержании высокой боеготовности войск. Этим обусловлено участие военных прокуроров в учениях крупных войсковых группировок, дальних океанских походах надводных кораблей и подводных лодок, их присутствие на объектах стратегического ядерного комплекса, Воздушно-космических сил.

Важнейшей задачей военных прокуроров продолжает оставаться защита конституционных прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала воинских частей и организаций. Нами совместно с руководством Министерства обороны Российской Федерации продолжается работа, направленная на обеспечение своевременной и полной оплаты труда работников подведомственных военному ведомству предприятий.

 

1 октября текущего года начался осенний призыв граждан на военную службу – какое участие принимают военные прокуроры в данных мероприятиях?

В. Г. Петров: Вопросам организации призыва граждан на военную службу уделяется повышенное внимание. В ходе нынешнего осеннего призыва в воинские коллективы должны прийти 134 тыс. новобранцев. Военными прокурорами во взаимодействии с территориальными прокурорами и органами безопасности организовано проведение надзорных мероприятий, которыми охвачены военные комиссариаты, призывные и сборные пункты всех субъектов Российской Федерации, а также воинские части и подразделения, куда прибывают молодые люди для прохождения службы.

Для оказания правовой помощи гражданам и оперативного реагирования на сообщения о нарушениях закона, в том числе связанных с необоснованным освобождением от призыва на военную службу, в военных прокуратурах всех уровней организована работа 172 консультативно-правовых пунктов, в Главной военной прокуратуре в круглосуточном режиме действует интернет-приемная.

Валерий Георгиевич, в этом году исполнилось 150 лет со дня образования органов военной прокуратуры России. Какие изменения произошли в деятельности военных прокуроров с того времени?

В. Г. Петров: Действительно, началом становления в стране органов военной прокуратуры считается 1867 год, когда император Александр II своим Указом назначил тайного советника В. Д. Философова на пост Главного военного прокурора.

Сменялись эпохи, развязывались войны, совершались революционные перевороты, реформировались вооруженные силы, но и сегодня, как прежде, военные прокуроры действуют везде, где есть российские войска. Их основной задачей было, есть и будет обеспечение надзорными средствами надежной обороноспособности и безопасности нашей страны.

Истории создания и функционирования органов военной прокуратуры постоянно уделяется внимание. У нас создан музей истории органов военной прокуратуры, в котором представлены экспонаты, предметы и документы, составляющие наше историческое наследие, посвященные различным периодам, в том числе Великой Отечественной войне.

 

Скажите, какие взаимоотношения выстроены между Главной военной прокуратурой и ветеранами отрасли, оказывается ли им какая-то поддержка?

В. Г. Петров: В работе с ветеранами Главная военная прокуратура унаследовала лучшие традиции, сложившиеся к 70-м годам прошлого века. Тогда в числе действующих и находящихся в запасе или отставке генералов и офицеров было еще немало фронтовиков, в том числе прошедших в составе военных прокуратур финскую и Великую Отечественную войны. Действует Региональная общественная организация ветеранов Главной военной прокуратуры.

Приоритетным направлением деятельности организации является внимание к запросам и нуждам ветеранов, содействие в разрешении возникающих у них проблем. По сложившейся традиции в особую группу, к сожалению, уже немногочисленную, выделены ветераны – участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица. Большинство членов организации активно посещают проводимые мероприятия, вносят инициативные предложения и участвуют в их реализации.

Ветераны активно вовлекаются в процесс воспитательной работы с прокурорскими работниками, среди курсантов прокурорско-следственного факультета Военного университета, в формирование позитивного облика российского прокурора на примерах героизма, высочайшего профессионализма, моральной чистоты и неподкупности наших старших товарищей.

 

Валерий Георгиевич, Вы уже ранее упоминали о том, что Военный университет является главной «кузницей» кадров для органов военной прокуратуры. Были ли среди Ваших предшественников офицеры, окончившие Военный университет?

В. Г. Петров: Первым Главным военным прокурором, окончившим Военный Краснознаменный институт, стал Кислицын Михаил Кондратьевич, возглавлявший военную прокуратуру с 7 июля 2000 года по 14 июня 2002 года. В 1973 году он поступил на военно-юридический факультет Военно-политической академии им. Ленина, который окончил в 1977 году. В 1974 году этот факультет вошел в состав Военного института.

Из стен Военного университета также вышли Савенков Александр Николаевич и Фридинский Сергей Николаевич, которые занимали должность Главного военного прокурора с 2002 года по 2006 год и с 2006 года по 2017 год соответственно.

 

Валерий Георгиевич, позвольте поблагодарить Вас за столь содержательное интервью и задать Вам последний вопрос: существуют ли в Вашем коллективе традиции и обычаи, которыми Вы могли бы поделиться с нашими читателями?

В. Г. Петров: Жизнь и деятельность военных прокуроров не ограничивается только служебными буднями. Офицеры Главной военной прокуратуры и многих военных прокуратур на местах вот уже многие годы шефствуют над детьми, оставшимися без попечения родителей, внося тепло в их сердца и воспитывая в духе дружбы, взаимовыручки и любви к Отечеству.

Всего под патронатом военных прокуратур в различных регионах Российской Федерации находятся свыше 30 детских домов, домов ребенка, детских приютов, социально-реабилитационных центров и школ-интернатов с количеством воспитанников от 10 до 500 человек.

Военными прокуратурами за счет добровольных пожертвований работников подопечным детским сиротским учреждениям оказывается финансовая и материально-техническая помощь. С их воспитанниками проводятся культурно-досуговые мероприятия. Широко практикуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и с участниками боевых действий. Организуются выезды детей в музеи воинской славы, посещения воинских частей в целях ознакомления с жизнью и бытом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Проводятся спортивные мероприятия, а также ознакомительный показ вооружения и автомобильной техники.

Прокурорские работники принимают непосредственное участие в правовом воспитании несовершеннолетних. При необходимости оказывается консультационно-правовая помощь администрациям названных учреждений.

В заключение скажу, что военные прокуроры, продолжая славные традиции органов военной прокуратуры, выполняют стоящие перед ними задачи достойно, профессионально и надежно, реализуя свое главное предназначение – защищать интересы людей и государства.

Интервью подготовлено совместно Главной военной прокуратурой и редакцией научного рецензируемого журнала «Вестник военного права» Военного университета

 

© Главная военная прокуратура, 2017

© «Вестник военного права», 2017