Интервью с директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (начальником Юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации) Олегом Геннадьевичем Безбабновым

С 14 по 16 ноября 2017 года в г. Светлогорске Калининградской области проводился очередной учебно-методический сбор должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В преддверии данного мероприятия представитель журнала «Вестник военного права» Военного университета Министерства обороны Российской Федерации встретился с директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (начальником юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации) Олегом Геннадьевичем Безбабновым и попросил его рассказать о том, когда началась история военной юридической службы в России, какие изменения произошли в ней за последние годы, что представляет из себя Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации, а также осветить вопрос проведения учебно-методического сбора должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Олег Геннадьевич, позвольте начать с общих вопросов: когда в России зародилась военная юридическая служба?

О. Г. Безбабнов: История российской военной юридической службы началась 29 марта 1836 года, когда Манифестом императора Николая I был сформирован штат Военного министерства, в который впервые вводилась должность юрисконсульта.

То есть, со дня образования военной юридической службы в России прошло уже более 180 лет – почта два века.

Какие принципы сегодня лежат в основе организации деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации?

О. Г. Безбабнов: Я бы отметил принципы единоначалия и централизации руководства, предусматривающие формирование юридических служб, непосредственно подчиненных командирам (начальникам) воинских частей, в штате которых они находятся, а по специальным (правовым) вопросам – вышестоящему должностному лицу юридической службы, соответствия структуры подразделений юридической службы организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и их потребностям в правовом обеспечении, плановости и координации деятельности подразделений (должностных лиц) юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также контроля за такой деятельностью и, конечно, принцип законности. 

Какие изменения произошли в структуре юридической службы Вооруженных Сил в последние годы?

Юридическая служба является неотъемлемой частью Вооруженных Сил, и именно поэтому процессы, связанные с реформированием военной организации, непосредственно затрагивают и юридическую службу.

В 2012-2017 годах руководством Министерства обороны Российской Федерации были определены первоочередные меры, направленные на повышение качества правовой работы и укрепление законности в Вооруженных Силах.

Так, 27 ноября 2012 г. на Коллегии Министерства обороны Российской Федерации было принято решение о включении в штаты центральных органов военного управления, региональных, территориальных управлений и отделов, подчиненных этим управлениям, а также в штаты органов военного управления, объединений и соединений должностей специалистов юридического профиля. Стала формироваться отвечающая потребностям Вооруженных Сил структура юридической службы.

В настоящее время юридические должности предусмотрены в штатах практически каждого органа военного управления, объединения и соединения.

В целях реализации решений руководства Министерства обороны Российской Федерации был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы управления юридической службой, оптимизации ее структуры и состава.

Основные усилия при этом были сосредоточены на переработке Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Позитивным итогом реализации этих задач стало формирование вертикали юридической службы. 

Какое место занимает Правовой департамент в современной структуре юридической службы Вооруженных Сил?

О. Г. Безбабнов: Правовой департамент является центральным органом военного управления, который организует правовую работу в Вооруженных Силах и осуществляет методическое руководство деятельностью юридической службы Вооруженных Сил.

Какие основные мероприятия проводятся в рамках методического руководства деятельностью должностных лиц юридической службы Вооруженных Силах Российской Федерации? 

В системе методического руководства деятельностью должностных лиц юридической службы, направленной на обеспечение единообразной практики использования правовых средств, следует выделить сборы должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2013 году, после длительного перерыва, практика их проведения была возобновлена.

Сегодня сбор должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил является одним из основных мероприятий в системе повышения профессионализма должностных лиц юридической службы.

Сбор носит учебно-методический характер. Организовывая его мы ставим своей целью повышение теоретических знаний, методических навыков юристов, а также доведение актуальной информации и новых форм организации правовой работы и правового обеспечения повседневной деятельности Вооруженных Сил.

В ходе сборов планируются различные мероприятия, в том числе, заслушивание должностных лиц о состоянии правовой работы, в ходе которых участникам предоставляется возможность оценить в сравнении свою работу по правовому обеспечению деятельности воинских частей, получить информацию о недостатках, выявленных в ходе проведения проверок, или же, наоборот, о положительном опыте коллег.

В ходе проведения сбора темы занятий формулируются на основе проведенного анализа состояния правовой работы. Координаторы таких занятий не ограничиваются теоретической частью, а на примере сложившейся практики детально разбирают недостатки, предлагают формы и методы решения возникающих вопросов. Современные технологии позволяют проводить занятия с наглядной демонстрацией материала, что повышает их эффективность.

В ходе сбора уже традиционно проводятся круглые столы по вопросам, с которыми юристы сталкиваются в повседневной деятельности и не всегда могут с уверенностью принять по ним решение.

Данная форма вызывает интерес у участников, поскольку идет непосредственное общение с компетентным должностным лицом, которому можно задать интересующий вопрос. Зачастую отведенного на проведение круглого стола времени оказывается недостаточно и приходится его увеличивать. Будем надеяться, что полученные знания найдут свое применение.

И, конечно же, не стоит забывать про общение участников Сбора в ходе, которого обсуждаются профессиональные вопросы, происходит обмен опытом, что по праву можно считать отдельной формой методической работы.

Не менее важным мероприятием методического руководства правовой работой является организация системы общей и индивидуальной профессиональной подготовки (повышения квалификации) для должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил.

Правовым департаментом, начиная с 2014 года, разработан и реализуется комплекс мероприятий, к числу которых относятся проведение индивидуальных стажировок юристов, оказание помощи в решении конкретных задач, применение института наставничества, обучение специалистов юридической службы по программам дополнительного профессионального образования, а также подготовка специалистов юридической службы в области права вооруженных конфликтов, которые проводятся на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации и Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».

Решение задач по подготовке и повышению квалификации кадров юридической службы требует более тесного взаимодействия и с иными образовательными организациями, в рамках которого проводится обучение специалистов юридической службы в сфере правового обеспечения закупок, товаров, работ и услуг для государственных нужд, противодействия коррупции в системе государственного управления и другим направлениям.

Однако не стоит забывать, что важнейшей формой подготовки юриста является его правовое самообразование. 

Олег Геннадьевич, механизм повышения квалификации кадров юридической службы Вооруженных Сил понятен. Но правовая грамотность необходима для всего личного состава Вооруженных Сил. Какие мероприятия предусмотрены в этих целях?    

О. Г. Безбабнов: В качестве одной из основных обязанностей военнослужащих в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 1495, закреплена обязанность каждого военнослужащего в служебной деятельности руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что какие бы эффективные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка, ни разрабатывались, их успешная реализация невозможна без высокого правового сознания, формирование которого может осуществляться при правильной организации и проведении мероприятий правового воспитания и правового обучения.

Недостатки в организации и проведении правового обучения и воспитания отрицательно сказываются на правовой культуре, уровне преступности, количестве правонарушений в войсках, поэтому от правильного понимания, организации и реализации этого направления работы во многом зависит и состояние воинской дисциплины, а значит и боеготовность воинских частей и подразделений.

В Вооруженных Силах Российской Федерации правовое обучение организуется командирами (начальниками), органами по работе с личным составом при непосредственном участии подразделений юридической службы в целях усвоения военнослужащими и лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации правового минимума, норм международного гуманитарного права для осуществления повседневной служебной деятельности и соблюдения законности.

Правовой минимум – это строго определенный, минимальный перечень нормативных правовых актов, которые обязан знать и положения которых должен уметь применять на практике каждый военнослужащий (лицо гражданского персонала) при исполнении обязанностей по занимаемой должности и выполнении поставленных ему задач.

Офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, один раз в 2 года, а также перед назначением на высшую воинскую должность сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму.

Зачет по правовому минимуму проводится с использованием тестов.

Правовым департаментом совместно с Главным управлением по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации подготовлены перечни контрольных вопросов (тестов) для сдачи зачетов по правовым минимумам для всех категорий военнослужащих, а также разработано программное обеспечение, которое позволяет производить прием зачетов на персональных электронно-вычислительных машинах.

Преимуществом такой формы проверки знаний правовых минимумов является оперативность приема зачета, а также исключение элемента субъективизма при оценке уровня знаний.

В дальнейшем предполагается производить прием знаний правовых минимумов с использованием информационно-справочной правовой системы «АРМЮРИСТ», в которую уже включен соответствующий модуль тестирования.

В то же время хотелось бы отметить, что успешность процесса правового обучения следует определять не только и не столько знанием правовых норм, сколько признанием их социальной важности военнослужащими.

Олег Геннадьевич, раз Вы уже заговорили об информационно — справочной правовой системе «АРМЮРИСТ», расскажите, пожалуйста, для чего она создавалась, как идет процесс ее внедрения и какие перспективы дальнейшего развития?

О. Г. Безбабнов: Информационно-справочная правовая система «АРМЮРИСТ» предназначена для оперативного доведения правовых актов Министерства обороны Российской Федерации до конкретных воинских частей, повышения качества подготовки документов и правовой экспертизы, для ускорения процессов принятия решений по ряду вопросов на основе автоматизации и интеграции процессов сбора, а также для обобщения и анализа правовой информации в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В рамках первого этапа ввода в эксплуатацию в 2015 году система «АРМЮРИСТ» была установлена на автоматизированные рабочие места должностных лиц центральных органов военного управления.

В 2016 году началась эксплуатация системы «АРМЮРИСТ» в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округах (Северном флоте), родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, региональных управлениях правового обеспечения, военных комиссариатах субъектов Российской Федерации.

В 2017 году система «АРМЮРИСТ» введена в эксплуатацию в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

По состоянию на сентябрь 2017 г. система «АРМЮРИСТ» доведена до 361 объекта на 1089 рабочих местах, содержит около 60 тысяч правовых актов военного ведомства с 1918 года, и в ней зарегистрировано 2 100 пользователей.

Система «АРМЮРИСТ» впервые была продемонстрирована общественности в рамках статической экспозиции Правового департамента на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2017», где получила много положительных отзывов.

В настоящий момент в опытную эксплуатацию поступило второе поколение системы «АРМЮРИСТ». Вырабатываются механизмы взаимодействия органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по установке системы «АРМЮРИСТ» на автоматизированные рабочие места, подключенные ко всем имеющимся сегментам сети передачи данных.

Обеспечение максимального использования возможностей системы «АРМЮРИСТ» в повседневной деятельности юридической службы является одной из основных задач на 2018 год.

Олег Геннадьевич, позвольте поблагодарить Вас за интересное интервью и в завершении задать Вам вопрос – что является залогом эффективной реализации задач юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации? 

О. Г. Безбабнов: Всегда следует помнить, что правовая работа требует системного подхода, следовательно, она должна осуществляться на стадиях формирования правовых норм, возникновения правоотношений, соблюдения, исполнения, применения правовых норм, предусматривать согласованные действия должностных лиц юридической службы на всех уровнях управления и по всем направлениям деятельности.

Только такой подход позволит обеспечить эффективную реализацию задач юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, направленных на достижение главной цели – поддержание высокого уровня обороноспособности страны.

В настоящее время в условиях реализации задач государственной политики в области национальной обороны, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, перед юридической службой ставятся ответственные задачи по правовому обеспечению деятельности Вооруженных Сил важнейшими из которых, являются дальнейшее совершенствование законодательства в области строительства и применения Вооруженных Сил, совершенствование и развитие собственной нормативной базы Министерства обороны Российской Федерации, повышение эффективности в работе по защите интересов Министерства обороны в судах, проведение мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, участие в работе по созданию и ведению баз данных правовой информации в области обороны, повышение качества подготовки военных юристов и поднятие статуса юридической службы Вооруженных Сил в целом.