«ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ (ОХРАННЫЕ) КОМПАНИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Аннотация. 5 октября 2017 года в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации прошла сессия панельных дискуссий на тему: «Частные военные (охранные) компании: международный опыт и перспективы правового регулирования в Российской Федерации».
Мероприятие проводилось в рамках совместной инициативы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по организации открытой экспертной площадки для обсуждения актуальных проблем создания и правового регулирования деятельности частных военных (охранных) компаний (ЧВОК) в Российской Федерации.
В сессии панельных дискуссий приняли участие представители органов государственной власти, военного управления и военной юстиции, ведущие ученые, представители заинтересованной общественности и деловых кругов.
На обсуждение были вынесены актуальные вопросы, касающиеся международно-правовых основ деятельности ЧВОК, международного опыта регулирования деятельности ЧВОК на уровне национального законодательства и инструментов правового регулирования их деятельности.
В ходе мероприятия участникам представилась возможность принять участие в дискуссии, обменяться мнениями по рассматриваемым вопросам и задать собственные вопросы экспертам.
Ключевые слова: частные военные (охранные) компании (ЧВОК); международно-правовые основы; национальное законодательство; правовое регулирование; Министерство обороны Российской Федерации; Военный университет Министерства обороны Российской Федерации; вооруженные силы; сессия панельных дискуссий

Panel Discussion
PRIVATE MILITARY (SECURITY) COMPANIES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. On October 5, 2017, a panel discussion “Private military (security) companies: international experience and prospects for legal regulation in the Russian Federation” was held in the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
The event was held as part of a joint initiative of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation and the Committee for Defense of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation to organize an open expert forum to discuss topical issues of creating and regulating the activities of private military (security) companies in the Russian Federation.
Representatives of public authorities, military management and military justice, leading scientists in this field, representatives of interested public and business circles took part in the panel discussion.
The discussion touched upon the topical issues regarding the international legal framework for PMSCs, international experience in regulating PMSCs at the level of national legislation and tools for legal regulation of their activities.
During the event, the participants had the opportunity to take part in the discussion, exchange views on the issues under consideration and address their question to the experts.
Keywords: private military (security) companies (PMSC); international legal framework; national legislation; legal regulation; Ministry of Defense of the Russian Federation; Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; Armed Forces; panel discussion

Открыл сессию панельных дискуссий заведующий кафедрой гражданского права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации доктор юридических наук, профессор В. Н. Старцун.
Виктор Николаевич выразил благодарность экспертам за участие в мероприятии, а также обратил внимание собравшихся на формат его проведения – экспертную панель – позволяющий достичь поставленной цели, а именно выработать научно обоснованные рекомендации руководству Министерства обороны Российской Федерации по формированию позиции в отношении перспектив и механизмов правового регулирования деятельности частных военных (охранных) компаний в Российской Федерации.
В. Н. Старцун кратко обозначил те вопросы, которые уже обсуждались в кругу представителей заинтересованных органов военного управления, но по которым еще не сделано однозначных выводов, и обратился к участникам панельной сессии с просьбой как можно подробнее излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам.

Первое слово было предоставлено региональному советнику по правовым вопросам в странах Восточной Европы и Центральной Азии Международного Комитета Красного Креста А. С. Кушлейко.
В начале своего выступления Анастасия Станиславовна подчеркнула, что Международный Комитет Красного Креста (МККК) ведет деятельность в большом количестве стран и в силу своих непосредственных обязанностей работает в зонах вооруженных конфликтов, что позволяет наблюдать последствия деятельности участников вооруженных действий на линии фронта.
Представитель МККК отметила, что деятельность частных военных (охранных) компаний и возможности ее правового регулирования международными и национальными нормами права являются одним из наиболее актуальных вызовов, с которыми международное гуманитарное право (МГП) сталкивается на сегодняшний день.
МККК апеллирует к тому, что в соответствии со статьей 1, общей для Женевских конвенций 1949 года, страны обязаны соблюдать и обеспечивать соблюдение норм МГП. Документ Монтрё идет несколько дальше и налагает определенные обязательства непосредственно на ЧВОК и их персонал. Это означает, что не только страны, пользующиеся услугами ЧВОК, но и все участники военных действий в целом обязаны соблюдать нормы МГП.
МККК признает потенциальные гуманитарные последствия деятельности ЧВОК и действует в целях соблюдения положений МГП и международного права в области прав человека в зоне вооруженного конфликта, где такие компании функционируют.
Анастасия Станиславовна выразила мнение, что в будущем предстоит сделать еще много для надлежащего регулирования деятельности ЧВОК в рамках национальных законодательных систем с целью обеспечить более точное соблюдение норм международного права.
Рассматривая вопрос привлечения персонала ЧВОК к ответственности за нарушение норм международного права и внутригосударственного законодательства, А. С. Кушлейко обратила внимание на то, что интернациональный характер деятельности значительной части компаний данной индустрии представляет значительную трудность для осуществления контроля за действиями персонала ЧВОК, и в этом смысле межгосударственное сотрудничество приобретает чрезвычайно большое значение.
В заключение своего выступления А. С. Кушлейко остановилась на вопросе делегирования ЧВОК государствами полномочий по обучению личного состава вооруженных сил и сил безопасности нормам МПГ, отметив, что это вызывает определенную озабоченность.

Далее выступила второй секретарь Правового департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации, кандидат юридических наук О. В. Метелина.
Ольга Владимировна начала свое выступление с рассмотрения документа Монтрё, сказав, что он носит рекомендательный характер и, наряду с хорошими наработками, обладает целым рядом недостатков, которые приводят нас к пониманию того, что документа Монтрё недостаточно для регулирования деятельности ЧВОК. В частности, необходим механизм, который бы определял, кто такие сотрудники ЧВОК и какую ответственность они несут за совершение неправомерных действий.
О. В. Метелина также подробно рассказала о деятельности созданной Советом по правам человека ООН межправительственной группы, работающей над созданием документа, который помог бы решить вышеупомянутые вопросы.
Затрагивая вопрос о конвенции ООН, Ольга Владимировна подчеркнула, что в отсутствие этого документа любые действия сотрудника ЧВОК на территории иностранного государства могут определяться как наемничество, ввиду чего принятие соответствующей конвенции видится необходимым.
Ольга Владимировна особо отметила, что на сегодняшний день инициирование законотворческой деятельности в области создания и регулирования деятельности ЧВОК в Российской Федерации представляется целесообразным только в случае возникновения соответствующего политического заказа.
Следующим выступил профессор кафедры международного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина кандидат юридических наук, профессор В. А. Батырь.
Вячеслав Анатольевич рассмотрел целый ряд «внутренних» вопросов, на которые будет необходимо найти ответ в случае принятия решения о том, что Российской Федерации требуется закон о ЧВОК и он будет разрабатываться – это и правовой статус сотрудников ЧВОК, и организационно-правовая форма таких компаний, и вопрос лицензирования.
В. А. Батырь выразил свою точку зрения по вопросу разработки такого закона в Российской Федерации – по его мнению, на сегодняшний день он является преждевременным.
Вячеслав Анатольевич подробно остановился на потенциальных рисках, которые могут возникнуть при предоставлении частными военными (охранными) компаниями публичной отчетности, когда будут раскрываться все сведения о контрактах, заключенных с заказчиком.
В заключение Вячеслав Анатольевич напомнил о необходимости при рассмотрении вопроса о создании ЧВОК в Российской Федерации принимать во внимание обязательства нашей страны в рамках межгосударственных соглашений предоставлять информацию о составе военной организации государства.

Далее слово было предоставлено научному сотруднику Центра евроатлантической безопасности ИМИ МГИМО (У) МИД России кандидату политических наук М. А. Небольсиной.
Мария Александровна рассмотрела различные аспекты правового регулирования деятельности ЧВОК на международном и национальном уровнях.
В частности, Мария Александровна осветила вопрос о том, какие функции могут быть делегированы ЧВОК. По ее мнению, одна из трудностей, с которой столкнулись разработчики конвенции ООН, заключалась в том, что в одном из пунктов была предпринята попытка прописать неотъемлемые функции государства в сфере безопасности, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть делегированы в частные руки. Этот вопрос является крайне дискуссионным, так как каждое государство самостоятельно определяет функции, которые могут быть переданы ЧВОК, и объем этих функций может значительно варьироваться.
Отвечая на вопрос, нужен ли Российской Федерации закон о ЧВОК, Мария Александровна констатировала, что наиболее целесообразными представляются доработка действующего законодательства и потенциальное внесение в него пункта о ЧВОК. Также, по ее мнению, если когда-нибудь будет создана конвенция ООН по данному вопросу, Российской Федерации следует присоединиться к ней.
М. А. Небольсина озвучила инициативу о закреплении на международном правовом уровне обязательства ни при каких обстоятельствах не передавать в третьи руки оружие массового уничтожения или совершение каких-либо действий с ним (будь то охрана, сопровождение или что-то иное) и выразила уверенность, что под таким пунктом подпишутся все государства без исключения.
Затем выступил директор Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», член Экспертного совета Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. А. Ананьев.
Виктор Алексеевич отметил, что ЧВОК существуют уже более 50 лет и объем оказываемых ими услуг составляет более 150 миллиардов долларов. При этом факт того, что появился документ Монтрё и разрабатывается проект конвенции ООН, свидетельствует о том, что рассмотрение вопроса поставлено на высший международный уровень.
В. А. Ананьев поддержал идею разработки и принятия в Российской Федерации национального закона о ЧВОК. Виктор Алексеевич, являющийся разработчиком законопроекта, который дважды вносился в Государственную Думу, заявил, что согласно подготовленным документам для российских ЧВОК предполагается тройной контроль: с точки зрения международного законодательства, законодательства государства-учредителя и законодательства того государства, где ЧВОК ведет свою деятельность.
Подводя итог, В. А. Ананьев высказал мнение, что создание механизмов правового регулирования деятельности ЧВОК в Российской Федерации позволит нашей стране успешно выполнять многочисленные задачи.
Сессия панельных дискуссий продолжилась выступлением руководителя Научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» кандидата юридических наук, профессора В. И. Шестакова.
Валерий Иннокентьевич отметил, что вопрос создания ЧВОК и правового регулирования их деятельности существует с 2007 года и на ближайшую перспективу эта проблема останется в центре внимания как государственных органов и научных организаций, так и представителей бизнеса.
Международный опыт свидетельствует о необходимости законодательного регулирования деятельности ЧВОК на национальном уровне, так как данные компании должны действовать в правовом поле. В этой связи, полагает В. И. Шестаков, Российской Федерации необходимо выработать закон о ЧВОК.
Валерий Иннокентьевич подчеркнул, что рассматриваемая проблема носит системный характер и для ее разрешения требуются обоснованные рекомендации, предложения, на основании которых могла бы сформироваться политическая воля.
В. И. Шестаков выступил с предложением создать площадку по данному вопросу, которая служила бы не только для обмена мнениями, но и для выработки конкретных решений.

Далее слово было предоставлено генеральному директору Moran Security Group А. М. Бадикову, который рассказал о практических аспектах деятельности частных охранных компаний.
В качестве наглядного примера Алексей Михайлович привел практическое взаимодействие Moran Security Group с Министерством обороны Российской Федерации и Совкомфлотом, в результате которого была создана рабочая группа по охране судов.
А. М. Бадиков подробно остановился на вопросе правового регулирования деятельности охранных компаний в международной морской индустрии, перечислил специфические требования, предъявляемые в плане прохождения дополнительной сертификации и подготовки персонала.
В заключение своего выступления Алексей Михайлович озвучил ряд предложений по внесению поправок в действующее российское законодательство.
Следующим выступающим стал представитель Ассоциации военно-охранных компаний А. М. Головатюк.
Андрей Михайлович с самого начала своего выступления четко сформулировал позицию по ключевому вопросу, сказав, что, по его мнению, Российской Федерации не требуется закон о ЧВОК, так как, в частности, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об обороне» граждане Российской Федерации имеют право создавать организации, способствующие обороноспособности страны.
Определяющим признаком ЧВОК является вид деятельности, разрешенный законодательством. В данном случае – это деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности.
А. М. Головатюк привел примеры компаний, которые созданы в различных странах и учредителями которых являются граждане Российской Федерации, а генеральными директорами – граждане тех стран, где эти компании созданы.
Особое внимание Андрей Михайлович уделил вопросу о видах деятельности, связанных с обеспечением военной безопасности, таких как военная логистика, обеспечение военной техникой, продовольствием и снаряжением, поддержка функционирования гражданской оборонной промышленности, продемонстрировав тем самым, что «обеспечение военной безопасности» далеко не всегда означает непосредственное участие в военных действиях.
В ходе сессии панельных дискуссий также озвучил свою позицию представитель военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор К. В. Фатеев. По мнению Константина Валерьевича, крайне важно законодательно закрепить права и ответственность сторон – участников ЧВОК.
Далее начальник исследовательского управления Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации доктор технических наук, доцент С. В. Белоконь раскрыл вопрос передачи Министерством обороны Российской Федерации тех или иных функций на аутсорсинг, а также поделился мнением о том, что в настоящее время создание ЧВОК в Российской Федерации, скорее всего, является нецелесообразным.

В завершение мероприятия начальник Военного университета Министерства обороны Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор И. В. Мишуткин поблагодарил всех участников за проявленный интерес и выразил уверенность, что в дальнейшем дискуссия будет продолжена.
Результаты проведения сессии панельных дискуссий на тему: «Частные военные (охранные) компании: международный опыт и перспективы правового регулирования в Российской Федерации» позволяют с уверенностью сказать, что мероприятие вызвало значительный интерес у научного и профессионального сообщества.